Павел Петрович (pavel_petukhov) wrote,
Павел Петрович
pavel_petukhov

Categories:

Самарканд, часть 1 (2 января 2020 г.)

Самарканд — до недавнего времени второй по величине город Узбекистана (ныне уступивший «серебро» Намангану, территория которого была существенно расширена в 2016 г.) и, наряду с Бухарой, главный туристический центр страны. Название города происходит, вероятно, из согдийского языка, но относительно его значения существуют разные мнения, в частности «каменный город» (в этом случае Самарканд и Ташкент оказываются тёзками). В античности город был известен как Мараканда.

Тут нет места пересказывать древнюю и средневековую историю Самарканда, с которой каждый может ознакомиться самостоятельно. Во всяком случае, в 8 веке он был завоёван арабами, после чего стал центром ислама в Средней Азии, затем неоднократно был столицей многих сменяющих друг друга государств, включая империю Тимура (именно к этому периоду относятся наиболее известные его достопримечательности). С 16 века входил в состав Бухарского ханства. Всё это время шло постепенное замещение ираноязычного населения тюркоязычным и их перемешивание, но и сейчас Самарканд, наряду с Бухарой, имеет значительную долю таджикского населения. В 1868 г. город был присоединён к Российской империи. Как и в Ташкенте, в конце 19 — начале 20 вв. тут появился «Новый город», заселённый преимущественно русскими. В 1925-1930 гг. Самарканд был столицей Узбекской ССР (на мой взгляд, по географическому положению он и сейчас подошёл бы на эту роль лучше, чем приграничный Ташкент). Ныне население города составляет около 540 тысяч.

1.
Итак, прибываем в Самарканд из Ташкента на скоростном поезде «Афросиаб».

2.
Тут же, на выходе с вокзала, нас подхватывает таксист, он же гид, который по дороге провёл небольшую экскурсию и предложил назавтра съездить в Шахрисабз — город к югу от Самарканда, где родился Тимур. От этой поездки мы отказались — времени и на сам-то Самарканд было не так много. Что ж, может, когда-нибудь ещё предоставится возможность.

3.
Вокзал расположен в северо-западной части города, к нему примыкают советские районы многоэтажной застройки. По ним мы так и не прошлись.

4.
Прибываем в гостиницу, расположенную на улице Льва Толстого, на стыке русского «старого Нового города» и окраинных махаллей.

5.
Встретили как родных.

6.
Устроившись, отправляемся осматривать окрестности. Погода была неважная, то и дело начинался дождь разной степени интенсивности.

7.
Район улиц Орзу Махмудова, Бабура и Кашгари застроен дореволюционными домиками, похожими на те, что стоят в русских городах, но всё же с каким-то местным «привкусом». Бросается в глаза малоэтажность застройки: в городах «внутренней России» того времени всё же строили в основном 2-этажные дома, здесь же почти исключительно 1-этажные.

8.
Ну и материал — тот же жёлтый кирпич, что и в Ташкенте.

9.

10.
Из такого же кирпича построен собор святителя Алексия Московского (1909-1912).

11.
И католический храм Иоанна Крестителя (1916). В городе, как и по всей Российской империи, жили поляки и немцы, а тут ещё стали прибывать австрийские военнопленные.

12.
Современное здание в «восточном» стиле.

13.

14.

15.

16.
Армянская церковь Сурб Аствацацин (Богородицы) — 1903 года постройки.

17.
Библиотека.

18.

19.
Это, если не ошибаюсь, одно из зданий винного завода, при котором существует также музей виноделия.

20.
Мемориальный комплекс Великой Отечественной. Там жених с невестой и гостями прятались от дождя.

21.
Книга памяти.

22.
Надпись на памятнике на узбекском и почему-то на английском.

23.
За мемориалом — здание дворца пионеров.

24.
Улица Мирзо Улугбека — одна из главных в городе, соединяет западные районы с историческим центром.

25.
Здесь дома особенно напоминают русскую провинцию, но опять-таки почти все одноэтажные.

26.
Заворачиваем на тихую улочку.

27.
Здесь зачем-то поставили макет медресе, что на Регистане.

28.
Синагога — почти такая же незаметная, как и в Ташкенте.

29. (без названия)
В этом здании непонятного времени постройки — кажется, прокуратура.

30.
Ворота во двор областного краеведческого музея.

31.

32.
Музей расположился в особняке купца Калантарова (нач. 20 века).

33.

34.

35.
Реконструкция зороастрийского святилища. Напомню, что зороастризм был господствующей религией в доисламской Средней Азии, хотя проникал сюда и буддизм (его центром был самый южный город нынешнего Узбекистана — Термез).

36.
Главные узбекские государства перед присоединением к России — Хива, Бухара и Коканд.

37.
Одежда дервиша.

38.
Интерьер «русского Самарканда» времён постройки особняка.

39.
Часть экспозиции посвящена местной еврейской общине (тем более что сам Калантаров был из бухарских евреев).

40.

41.
Пока ходили по музею, дождь разгулялся не на шутку. Вход в парк им. Алишера Навои: на памятнике он вместе со своим наставником, персидско-таджикским поэтом-суфием Джами.

42.
Рядом — стенды со стихами на узбекском, персидском и русском языках. Впрочем, даже без перевода понятно, что тут воспевается дружба (дустлик).

43.
Застройка окружающих улиц.

44.
Мемориальные доски.

45.
Западный вход в парк.

46.
Дворец молодёжи.

47.
Дом офицеров.

48.
Отделение союза писателей.

49.
Памятник Рудаки — отцу персидской поэзии.

50.
Вечереет, а мы движемся в восточном направлении — то есть в сторону центра города, его главных достопримечательностей.

51.
Арык.

52.
Памятник Тимуру у начала Университетского бульвара.

53.
Мавзолей Рухабад — построен по распоряжению Тимура в 1380 году над могилой шейха Бурханеддина Сагарджи, который возглавлял исламскую миссию в Пекине.

54.
За ним здание медресе, а вдали уже показались очертания Гур-Эмира.

55.
Здесь же — дом-музей писателя Ходжи Муина Шукруллоева.

56.
Идём к маволею Гур-Эмир. Когда-то он был окружён плотной застройкой, теперь же вокруг открытое пространство. Тут же дежурят гиды, которые за небольшую плату расскажут всё, что вы и сами можете прочитать в любом путеводителе. Вход в мавзолей тоже платный, но недорогой.

57.
Тимур начал строить мавзолей в 1403 году для своего внука и наследника Мухаммаж Султана, умершего во время похода.

58.
Но в 1405 году умер сам и был здесь погребён. Впрочем, сами захоронения находятся глубоко внизу, для посетителей доступны лишь их символические изображения.

59.
В боковом коридоре — небольшая экспозиция о царствовании и походах Тимура.

60.
Покидаем мавзолей. Как раз включили ночную подсветку. Разумеется, за свою долгую историю мавзолей сильно обветшал и разрушился, так что то, что мы сегодня видим, во многом результат работы реставраторов.

61.
Гиды, как уже говорилось, одновременно являются и таксистами. Один такой предлагал довезти до гостиницы, но мы пошли пешком — расстояние небольшое.

62.
Так мы по дождливому и тёмному Университетскому бульвару дошли до своей гостиницы. Впереди был второй день в Самарканде, когда мы постарались посетить его основные достопримечательности (но и то не сразу, сначала был длинный и на первый взгляд бессмысленный путь через весь город к автовокзалу).

#Самарканд Фотоальбом «ВКонтакте»: https://vk.com/album7216958_272933604

Tags: #Самарканд, Средняя Азия, путешествия 2020
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments