Павел Петрович (pavel_petukhov) wrote,
Павел Петрович
pavel_petukhov

Category:

два фильма

Обратил внимание на несколько чрезмерное сходство сюжетов двух известных фильмов – «Тема» Глеба Панфилова и «Серафим Полубес и другие жители Земли» Виктора Прохорова. Фильм Панфилова был снят в 1979 году, но положен на «полку» и выпушен в 1986 г. Фильм Прохорова вышел в 1983-м. Конечно, фильмы разные и по уровню, и по внутреннему содержанию, но сюжетное сходство налицо.

И там и там некий столичный деятель культуры, находящийся в творческом кризисе (в первом фильме драматург, во втором художник) приезжает в маленький городок. Городки не названы по имени, но в «Теме» узнаётся Суздаль, в «Полубесе» Боровск. Там он встречает женщину, тоже не чуждую искусства, и крутит с ней любовь (в одном случае более успешно, в другом менее). У обеих есть воздыхатель, остающийся ни с чем. Правда, в «Теме» есть и третий, «диссидент», из-за которого фильм и лёг на полку.

В обоих фильмах речь идёт о «наивном искусстве» (в одном случае о народном поэте, в другом – о художнике). В обоих есть сцены на кладбище с участием главного героя, девушки и «народного гения» (только в одном фильме он живой, а в другой – его могила). Завершаются фильмы тоже похоже: герой уезжает из городка, но по дороге передумывает. В «Теме» он попадает в автомобильную аварию, а «Полубесе» – прыгает с поезда.

Я не в порядке осуждения «плагиата». Фильмы всё же разные, и это скорее влияние одного на другой. К тому же если первый не вышел на экран, почему бы не использовать заложенные там идеи? Косвенно это подтверждается актёрским составом «Полубеса»: в главных ролях Родион Нахапетов и Дарья Михайлова, которые у того же Панфилова снимались в фильме «Валентина» по Вампилову (кстати, тоже с немного похожим сюжетом).

***
И, кстати, тут же замечу, что я вообще не очень понимаю феномена «полочных фильмов». Кино снять – не роман написать. Это индустрия, в которую государство вкладывало деньги. Государство ставило перед режиссёром задачу. И если он, по мнению заказчиков, с этой задачей не справлялся, то почему бы не отстранить режиссёра и не переделать фильм, уже с другим постановщиком, так, как надо? Да и до съёмок фильм проходил много этапов, начиняя с утверждения сценария.

Так почему в итоге фильмы оставляли в том виде, в котором их сделал режиссёр, но «клали на полку»? У Сокурова, если не ошибаюсь, штук восемь фильмов (то есть все, снятые в советское время) не допустили в прокат. Видимо, было за что. Но деньги на новые почему-то продолжали давать. Что за бесцельная трата государственных средств? Мне это не совсем понятно, честно говоря.
Tags: кино
Subscribe

  • Наро-Фоминск, часть 2 (8-14 октября 2020)

    Продолжаем осмотр подмосковного Наро-Фоминска. Во второй день пребывания в этом городе посмотрим район к югу от железной дороги, немного частного…

  • Наро-Фоминск, часть 1 (7 октября 2020)

    Ну что ж, вернёмся к рассказу о прошлогодней осенней поездке. Рассказ о Москве мы наконец завершили, теперь перейдём к подмосковному городку…

  • Москва, часть 10 (15 октября 2020)

    В заключительной части рассказа об осенней Москве мы в собственно Москву (в пределах МКАДа) не будем даже заглядывать, а совершим прогулку в районе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments