1.

Погода существенно ухудшилась. Выйдя утром из гостиницы, я немного прогулялся по окрестностям, примыкающим к западной окраине города.
2.

Парк Трёх поколений.
3.

На самом деле улица называется Газеты «Правда», но пишут почему-то так.
4.

Нужного мне трамвая я не дождался и поехал на маршрутке.
5.

По пути миновал Вознесенский кафедральный собор – современный (2004), построенный в южной части города. Напротив него сохранился частный сектор, представляющий собой остатки станицы Магнитной, но туда я не добрался.
6.

Выхожу на улице Чкалова, на юго-восточном конце города.
7.

Здесь находится церковь Николая Чудотворца, знаменитая тем, что построена в советское время, в конце 40-х гг. (так что пресловутый «государственный атеизм» был в те годы вовсе не таким абсолютным).
8.

Вокруг частный сектор. Движусь вдоль улицы в обратную сторону.
9.

Трампарк.
10.

Постепенно застройка меняется. Сталинские здания больницы.
11.

Появляются невысокие сталинки.
12.

Дом и трамвай в одинаковых тонах.
13.

Мемориальные доски руководителям производства.
14.

15.

16.

Роддом со скульптурой матери и ребёнка.
17.

Соцгород, большой квартал между улицами Чайковского, Кирова, Маяковского и проспектом Пушкина – видимо, старейший жилой район города, ровесник комбината.
18.

Он застроен трёхэтажными домами и спроектирован немецкими архитекторами из школы «Баухауз» (похожие, с поправкой на рельеф, я видел за два года до этого в другом южноуральском городе – Орске). Состояние их, конечно, оставляет желать лучшего.
19.

20.

К югу от этого места, в окружении частного сектора, находится холм или горка со смотровой площадкой. Примерно как в Нижнем Тагиле, только там гора выше, ближе к центру и более обустроена.
21.

22.

В центре видны дома на площади Победы, куда я сейчас пойду, а дальше – комбинат и сама гора Магнитная.
23.

Памятник Кирову на углу улиц Кирова и Маяковского.
24.

Сталинка на подступах к площади Победы.
25.

Это дом 30-х годов. До переноса основной части города на правый берег Урала здесь был его центр.
26.

Левобережный ДК металлургов (1936), Правобережный мы видели в прошлой части.
27.

Перед ним – памятник Пушкину, выходящий на одноимённый проспект (1949).
28.

29.

Напротив – площадь Победы.
30.

Чуть севернее по проспекту – памятник Ленину.
31.

32.

Иду по проспекту в сторону ММК. Здесь виден рельеф. Многоэтажная застройка быстро заканчивается, уступая место сначала полосе частного сектора, а затем – вспомогательным промзонам.
33.

34.

35.

Дворец культуры метизников и памятник Орджоникидзе.
36.

Медсанчасть завода.
37.

Комсомольская площадь непосредственно перед комбинатом. Здесь чувствуется, что это центр всей жизни города.
38.

Памятник Ленину (1981) перед главной проходной комбината.
39.

Заводоуправление, в основе ещё конструктивистское.
40.

Заводская лаборатория.
41.

Здание Госбанка (1938).
42.

Есть и руины.
43.

К этому времени я окончательно замёрз, решил, что осмотр левого берега можно завершить, и сел на трамвай.
44.

Опять этот «бренд» – граница Европы и Азии. Хотя понятно, что Россия – это не Европа и не Азия, а Евразия, и искусственно делить её надвое недопустимо.
45.

Выхожу у известного мне торгового центра, обедаю и продолжаю путь уже по правобережной части города, стремясь осмотреть то, что не увидел в первый день.
46.

Впрочем, мэрию я как раз уже видел.
47.

Технологический колледж.
48.

Расстояние почему-то отмеряют не до того Парижа, который находится тут неподалёку, в Челябинской области, а до французского.
49.

Памятник учителю – совсем свежий, 2016-го.
50.

Бывший индустриальный техникум.
51.

Совсем небольшой театр оперы и балета, который я уже видел в первый день, когда шёл с вокзала.
52.

Сквер за ним с видом на деловой центр.
53.

54.

Затем выхожу на улицу Уральскую.
55.

56.

Улица – старейшая на правом берегу, и на ней стоит старейший и один из самых красивых домов.
57.

58.

59.

Угол улиц Уральской и Строителей.
60.

61.

Площадь Свердлова и «Первая палатка». Тут я вчера тоже был.
62.

63.

64.

Площадь Носова, от которой начинается Центральный переход. Я решил воспользоваться им по прямому назначению и, пока не стемнело, ещё раз перейти – теперь уже пешком – на другой берег, к комбинату.
65.

66.

67.

Пешком тут мало кто ходит, тем более в такую погоду.
68.

Здесь, видимо, идёт сброс отработанной воды.
69.

Ещё один вход на территорию комбината – не главный, но ближайший к центру города. В таких местах всегда ждёшь, что кто-то к тебе подойдёт и грозно спросит: «А что это вы тут снимаете?», но на этот раз обошлось. Обратно я уже пешком не пошёл, сел на трамвай и вернулся в гостиницу. Так закончился второй день в Магнитогорске.
70.

На следующее утро (погода опять не радовала) я выселился из гостиницы и на трамвае доехал до привокзальной площади.
71.

Памятник металлургу по-прежнему на своём месте.
72.

Ещё один памятник – первый паровоз, пришёдший в будущий Магнитогорск в 1929 г.
73.

Но меня на этот раз ждало не железнодорожное, а автобусное путешествие. Я покинул Магнитогорск и часов через пять, к середине дня, был в столице региона – Челябинске. О чём – следующие две части рассказа.
Все путешествия 2016 года – см. по тэгу: http://pavel-petukhov.livejournal.com/tag/%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%202016