Павел Петрович (pavel_petukhov) wrote,
Павел Петрович
pavel_petukhov

Category:

Саратов, часть 2 (2 октября 2016 г.)

Перед нами – второй день прогулки по Саратову осенью прошлого года. Мы вновь пройдёмся по Заводскому району, после чего отправимся в центр города и осмотрим набережную Волги – её старую и новую части.

Все путешествия 2016 года – см. по тэгу: http://pavel-petukhov.livejournal.com/tag/%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%202016

1.
Итак, «мой район» на самом краю Саратова, между улицами Азина и Заречной, между заводами «Крекинг» и «Оргсинтез», рядом с ж/д станцией Комсомольская.

2.
Вдоль Азина стоят дома постарше, сталинской постройки, а в глубине кварталов – хрущёвки.

3.
Дом культуры химиков.

4.

5.
Улица Хомяковой с теплотрассой посередине.

6.
Роддом на улице Брянской.

7.
Брянская соединяет два массива жилой застройки, между которыми в распадке находятся садовые участки.

8.
Садоводство охраняется давно уже не существующей милицией.

9.
Спорткомплекс «Заря».

10.
Памятник Олегу Кошевому около школы.

11.
В которой учился космонавт Сарафанов.

12.
Окружающая редкая малоэтажная застройка. Видимо, большая часть домов тут снесена по соображениям экологической безопасности (мы уже подходим к «Крекингу»).

13.
Дворец культуры «Нефтяник».

14.
Рядом – заводской военный мемориал.

15.
Через дорогу – недостроенная (кажется, и до сих пор, по прошествии года) церковь на месте снесённого жилого дома.

16.
Наконец, выходим к единственному сохранившемуся в этом квартале жилому дому (довоенной постройки), который мы уже видели в прошлой части. Рядом когда-то стоял дом, где жили мои родственники. Тут я сажусь на автобус и отправляюсь в другую часть Заводского района, поближе к центру.

17.
Проспект Энтузиастов в районе ТЦ «Оранжевый».

18.
Памятник героям фронта и тыла (1977) у бывшего саратовского авиазавода, на месте которого и появился упомянутый торговый центр.

19.
Через дорогу – сквер Авиастроителей с ещё одним мемориалом. Причём стела напоминает могильную плиту с годами жизни завода – 1931-2012, совсем как у человека. Для сравнения – у нас в Иркутске авиазавод как раз единственное из крупных предприятий, более-менее пережившее «реформы», а тут не получилось.

20.
На проспекте много зелени, видно, что деревья и дома – ровесники.

21.
Сталинское здание администрации Заводского района.

22.
Явно довоенные жилые дома у заводского сквера (который точнее назвать парком).

23.

24.

25.
Учреждение со странным названием «Дом культуры национального творчества». Насколько я понимаю, это то, что в других городах называется «Дом дружбы народов».

26.
Памятник Ленину напротив бывшего заводоуправления.

27.
Сворачиваю на улицу Орджоникидзе и иду по направлению к центру города. Явно конструктивистское здание неизвестного предназначения. Как бы не бывшая фабрика-кухня, почему-то мне так кажется.

28.
Театр «Версия» – видимо, бывший заводской ДК. Хотя что тогда «дом национального творчества»?

29.
Это так называемый арт-объект «Диалоги о Саратове». Жители города подозревают, что он пропагандирует однополые отношения (причём пол персонажей определить сложно). Во всяком случае, диалоги ведутся с закрытыми глазами и в сонном состоянии.

30.
Лучше пойдём дальше.

31.
Улица Орджоникидзе ведёт в центр города. Несколько лет назад, в такой же осенний день, я проделал путь туда пешком, теперь же решил доехать на троллейбусе.

32.
Выхожу на одной из остановок по улице Чернышевского, которая идёт параллельно Волге через весь центр Саратова.

33.
Юридическая академия.

34.
Контрастная застройка бывшей прибрежной промзоны.

35.
Выхожу на берег Волги.

36.
Вдоль набережной, от ТЭЦ к речному порту, проходит железнодорожная ветка, едва ли используемая сейчас.

37.
Один шаг – и вместо «изнанки» набережной мы видим её новенький «фасад».

38.

39.
Это не наводнение, просто рисунок на асфальте.

40.
Как и во всяком крупном приволжском городе, промышленность здесь до революции сосредотачивалась поближе к реке, к пристаням. В советское время, понятно, новые крупные производства создавали на окраинах города, но и старые при этом никуда не девались. Только с современной деиндустриализацией появилась возможность сделать на месте промзон территорию для отдыха и прогулок («не было бы счастья, да несчастье помогло»).

41.
Самая узкая часть набережной – там, где к реке выходит ГРЭС. У нас на Цесовской набережной планируется сделать то же самое, но пока непонятно, когда.

42.
Дальше мы видим целую аллею граффити, преимущественно на саратовскую тематику. Константин Симонов тоже когда-то здесь жил.

43.
Олег Янковский.

44.
Борисов-Мусатов. Правда, некоторые дамы тут получились с усами.

45.
Известный не только в Саратове скульптор Кибальников.

46.
Раскова.

47.
Швамбрания. Лев Кассиль, как мы знаем, был родом из Покровска, нынешнего Энгельса, что на противоположном берегу Волги.

48.
И вот мы выходим к ротонде, знаменующей границу между старой и новой частями набережной.

49.
Также её можно определить по высотному зданию «Саратовгражданпроекта».

50.
А это памятная мне с детства улочка Бабушкин взвоз. Для меня её название имело буквальный смысл, потому что здесь жила моя бабушка. Кстати, именно в Саратове я впервые услышал слово «взвоз», хотя его почему-то считают сибирским. В Иркутске оно не употребляется, видимо, из-за отсутствия самого понятия: центр города у нас плоский, и «взвозить» ничего никуда не надо было.

51.
Набережная Космонавтов появилась в 50-60-х годах и вполне сопоставима с набережной в Волгограде. Это отличное место для прогулок.

52.
Памятник А.И. Шибаеву – сначала директору авиазавода, затем первому секретарю Саратовского обкома КПСС.

53.
«Одноклассники» (не путать с социальной сетью).

54.
Октябрь, а всё ещё такое зелёное, сейчас, зимой, особенно приятно вспомнить.

55.

56.
Герб Саратова. Здесь, на набережной, мы и завершим сегодняшнюю прогулку. В следующей части осмотрим часть центра города и район, прилегающий к нему с севера.

#Саратов

Tags: #Саратов, Поволжье, путешествия 2016
Subscribe

  • Казань, часть 2 (5 августа 2020)

    Утро второго дня в Казани было посвящено осмотру некоторых районов к югу от центра города, между станциями метро «Проспект Победы» и «Аметьево». В…

  • Казань, часть 1 (4 августа 2020)

    Из Чебоксар я отправился в обратный путь, на восток. И путь этот пролегал через Казань, которую я ранее уже посещал 3 раза, причём интервалы между…

  • Йошкар-Ола (1 августа 2020)

    Итак, о Чебоксарах и Новочебоксарске я рассказал. Теперь очередь дошла до Йошкар-Олы, столицы Республики Марий Эл, куда мы выезжали из Чебоксар всего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment