Павел Петрович (pavel_petukhov) wrote,
Павел Петрович
pavel_petukhov

Categories:

Элиста, часть 1 (26-27 сентября 2016 г.)

После перерыва, связанного с отпуском и путешествием в Казахстан (о котором, надеюсь, я напишу в своё время – где-нибудь через годик), возвращаюсь к рассказу о поездках прошлого, 2016 года. В прошлый раз мы посмотрели Волгоград, теперь же отправимся в столицу Калмыкии Элисту. Надо сказать, что в один из самых засушливых и пустынных регионов России я прибыл в проливной дождь. Правда, на следующий день он закончился, но всё равно погода была не самой типичной для полупустынного края.

#Элиста (от калмыцкого элст «песчаный») издавна служила стоянкой для кочевых калмыков. В середине 19 века здесь начались лесопосадки и появилось русское село. С 1927 г. – город и центр Калмыцкой АО, затем АССР. В 1944 г. после известных событий автономия была ликвидирована, город стал райцентром Ставропольского края под названием Степной. С 1957 – вновь столица Калмыкии. Население в настоящий момент составляет 104 тысячи, из которых 65% калмыков и 25% русских. Город состоит из частного сектора – бывшего села, административного центра и ряда микрорайонов.

Все путешествия 2016 года – см. по тэгу: http://pavel-petukhov.livejournal.com/tag/%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%202016

1.
Итак, под дождём прибываю на элистинский автовокзал. Недалеко отсюда и железнодорожная станция, но движение пассажирских поездов здесь практически (если не совсем) заглохло, так что практически единственная возможность сюда добраться – это автотранспорт.

2.
В сторону центра ведёт проспект Оки Городовикова.

3.
При Илюмжинове Элиста стала важным центром российского буддизма, и в городе появились памятники буддийским святым. В частности – Зая Пандите, создателю калмыцкой (ойратской) письменности. Хотел срезать к нему путь, пройдя по «степи», но увяз в размокшей под дождём глине. На заднем плане – один из корпусов государственного университета.

4.
А это памятник Оке Ивановичу Городовикову – одному из самых знаменитых калмыков, генералу, участнику гражданской и Великой Отечественной войн.

5.
Типичный вид Элисты – новое административное здание, а вокруг никакого благоустройства, в дождь не пройдёшь (хотя, наверно, он тут случается нечасто).

6.
Начинают попадаться буддийские культовые сооружения – ступы. В Улан-Удэ их в таком количестве нет, хотя буряты по большей части тоже относят себя к буддистам. Тут заметно, что это именно целенаправленное «брендирование» города, а не ответ на народный запрос.

7.
Дома 3-го микрорайона.

8.
Затем начинается частный сектор, немногим отличающийся от такового в любом другом городе России.

9.
Хотя иногда проявляется и местный колорит – вот буддийский молитвенный барабан перед воротами.

10.
Выхожу на главную улицу – Ленина – с многочисленными современными памятниками и скульптурами.

11.
В калмыцком языке бросаются в глаза «невозможные» стечения согласных. На самом деле между ними, как правило, вставляются редуцированные гласные, которые просто не передаются на письме. Пишутся только долгие гласные.

12.

13.

14.

15.
Миную центральную площадь.

16.
Вот и моя гостиница – на самом бойком месте города.

17.
Обсушился и поужинал здесь же в кафе, полистал журнальчик, чтобы отчасти погрузиться в атмосферу Калмыкии.

18.

19.
Утренний вид из окна. Улица Ленина и городской парк.

20.
Отправляюсь на прогулку. Прямо перед гостиницей – какое-то мифическое животное.

21.
В парке.

22.
Памятник землякам – участникам парада Победы. Как нетрудно заметить, фамилии в основном калмыцкие, так что депортировали в 1944 году далеко не всех и явно не по национальному признаку.

23.
Памятник Басану Городовикову, племяннику Оки Ивановича и тоже генералу. Участник Великой Отечественной, Герой Советского Союза, с 1961 – первый секретарь Калмыцкого обкома партии. Тоже, конечно, никакой депортации не подвергался.

24.
«Шахматная» беседка.

25.
Шахматы, наряду с буддизмом, ещё один «бренд» Калмыкии. В «Город шахмат» (Сити-Чесс) я ещё схожу.

26.
Кошек тут много, как и практически везде на юге.

27.
Памятник джангарчи Ээляну Овла.

28.
Военный мемориал.

29.

30.
Внезапно: на Вечном огне спит человек.

31.
Памятник сотрудникам милиции.

32.
Памятник Кирову.

33.
Дворец детского творчества.

34.
Забавная скульптура – кот с рыбой. Настоящий кот тоже рядом ошивался.

35.
Мостик через заросшую камышами речку Элистинку.

36.
Окраинная западная часть парка выглядит скорее как лесостепь.

37.
Юрты.

38.
Парк длинный и узкий, за его пределами – обычный частный сектор. Всё-таки Элиста город небольшой.

39.
Русская гимназия на улице Николаева.

40.
Именно тут находилось село Элиста, к которому потом с востока стали «пристраивать» город.

41.
Крайняя точка моего западного маршрута – Казанский собор, современный, но построенный в строгом стиле классицизма, без современных «выкрутасов».

42.
Рядом – памятник Сергию Радонежскому.

43.
Окружающая местность.

44.
Вновь выхожу на улицу Ленина и, повернув обратно в сторону центра, дохожу до стадиона «Уралан».

45.

46.
«Красная школа» (улусная школа-интернат, 1907 г.) – едва ли не единственное сохранившееся дореволюционное здание Элисты.

47.
Рядом с ней – «Белая школа» (1938).

48.
Сворачиваем на улицу Джангара.

49.
Здесь находится республиканский историко-краеведческий музей.

50.
Застройка вокруг едва ли отвечает статусу музейной площади.

51.
Через дорогу от музея – памятник полковнику В.А. Хомутникову.

52.
За его спиной начинается улица его имени: вновь типичный частный сектор.

53.
Возвращаюсь на улицу Ленина. Здесь, в самом центре города, сохранилось несколько довоенных зданий.

54.
Ещё скульптура. Все эти произведения современного искусства сохранились с фестиваля скульптуры, который проводился в Элисте при Илюмжинове.

55.
Настоящих «сталинок» здесь нет по понятным причинам: в период расцвета этого стиля Элиста была «разжалована» до райцентра.

56.
Вернулся в гостиницу – благо, она в самом центре города и моего маршрута, немного передохнул и пошёл дальше – теперь в восточном направлении.

57.
В одном здании сразу два книжных магазина, но русско-калмыцкого словаря не оказалось ни в том, ни в другом (калмыцко-русский старого издания у меня был).

58.
Небольшая пешеходная зона.

59.
Тут обнаружилась целая кошачья семья.

60.
На стенде висит газета, обличающая беспредел на недавно прошедших выборах в Госдуму.

61.
Я снова в парке, но иду в направлении, противоположном утреннему.

62.
«Белый старец».

63.
Ворота в китайском стиле. Вообще это забавно: буддизм здесь ламаистский, Далай-лама враждебен Китаю, но во внешних формах приходится ориентироваться именно на Китай, поскольку других нет. Калмыки, как кочевой народ, понятно, не выработали своих архитектурных форм для стационарных построек.

64.
Так что посещение Элисты во многом «визуально» подготовило меня к поездке в Пекин, которая состоялась через несколько месяцев и о которой я тогда даже не думал.

65.
Фонтан с драконом.

66.
В центре площади Ленина возвышается пагода Семи Дней (2005).

67.

68.
Конструктивистское здание исполкома, которое сейчас занимает госуниверситет.

69.
Нынешнее здание правительства республики.

70.
Через дорогу – городская администрация.

71.
Общий вид площади – в целом вполне «китайский». Только народу мало.

72.
«Триумфальная арка».

73.
Памятник Ленину, когда-то стоявший в центре площади, а теперь отодвинутый на её периферию. Здесь мы и завершим сегодняшний путь. Через неделю, если всё пойдёт по плану, продолжу рассказ об Элисте.
Tags: #Элиста, Поволжье, Юг, путешествия 2016
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments