Нижний Новгород, часть 3 (7 мая 2016 г.)
Итак, я вернулся из Дзержинска и посвятил вторую половину дня осмотру западных промышленных окраин Нижнего Новгорода, входящих в состав Московского и отчасти Сормовского и Канавинского районов. В «центре Сормово» я уже был в прошлый приезд, так что сейчас пошёл по менее известным и популярным местам. Эти районы и Нижним-то Новгородом назвать язык не поворачивается: это настоящий город Горький. Хотя «настоящий Нижний» расположен по местной терминологии «наверху», на Дятловых горах, а «Горький» «внизу», такой вот парадокс.
Начало рассказа о путешествиях 2016 года (Москва, Киров, Слободской, Сыктывкар, Котлас, Нижний Новгород, Дзержинск) – см. по тэгу: http://pavel-petukhov.livejournal.com/tag/%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%202016
1.
Из гостиницы, перейдя мост над железной дорогой, попадаю на улицу Гордеевскую.
2.
Когда-то здесь находилось село Гордеевка, разбогатевшая благодаря близости к Нижегородской ярмарке. В черту города село вошло только в 1929 г., но до революции дома здесь уже строили не хуже городских. Впрочем, таких тут немного.
3.
В 80-х годах частный сектор здесь заменили современные дома, в том числе довольно оригинальные.
4.
5.
Главная достопримечательность района – храмовый комплекс из Владимирской и Смоленской церквей.
6.
Смоленская церковь (кон. 17 в.) – памятник «строгановского барокко». Село тогда принадлежало Строгановым.
7.
Дохожу до ближайшей остановки и сажусь на трамвай.
8.
Пожалуй, надо было выйти у завода «Буревестник» и осмотреть индустриальные достопримечательности. Но я доехал до остановки «Центр Сормова».
9.
Знакомые с прошлого раза места.
10.
Образец позднего конструктивизма – бывшая гостиница «Сормовская», ныне универмаг.
11.
Памятник Ростиславу Алексееву, конструктору судов на подводных крыльях.
12.
Движусь по Юбилейному бульвару.
13.
Выхожу на площадь Буревестника. От завода «Буревестник» и соответствующей станции метро она далеко и, видимо, никак с ним не связана, просто оба названия отсылают к образу Горького.
14.
«Метеор-1».
15.
16.
Конструктивистское здание дворца культуры «Красное Сормово» почему-то частично отдано ФМС. И, видимо, перестроено.
17.
Другая его часть выглядит более аутентично.
18.
Огибаю Сормовский пруд.
19.
За ним – парк культуры и отдыха, но туда я не пошёл.
20.
А двинулся в более суровые и непарадные места, относящиеся уже не к Сормовскому, а к Московскому району.
21.
Этот район сформировался вокруг авиазавода «Сокол» (тоже «горьковская» топонимика).
22.
Интересные двухэтажки на улице Мирошникова.
23.
24.
Выхожу на улицу Чаадаева – главную в этом районе. По ней даже получила название железнодорожная станция Чаадаево. Хотя, насколько понимаю, официально микрорайон называется на Чаадаево, а посёлок Орджоникидзе. В общем, всё сложно.
25.
Здесь, как и во всех подобных призаводских районах, много сталинской архитектуры.
26.
27.
28.
ДК имени Орджоникидзе – по типовому проекту, с «внутренним двориком» за колоннадой. Спустя несколько месяцев он сильно пострадал от пожара.
29.
30.
Военный мемориал.
31.
32.
Авиационный техникум и памятник П.И. Баранову – организатору советской авиапромышленности.
33.
Гостиница «Московская».
34.
Школа конструктивистского вида и памятник Гагарину.
35.
Заводоуправление. В будни здесь кипит жизнь, а сейчас, вечером выходного дня, тихо и безлюдно.
36.
Рядом – традиционный для таких мест памятник Орджоникидзе.
37.
И тут же, буквально в скверике у заводоуправления, здание непонятного назначения, вроде бы жилое.
38.
Покидаю район «Сокола» и иду в соседний жилой массив, относящийся уже к заводу «Буревестник».
39.
На его периферии – застройка, очевидно, 80-х гг.
40.
Ручей Левинка, текущий в Волгу.
41.
Старая часть «Буревестника».
42.
Прошёл по улице Никонова.
43.
Довоенные жилые дома.
44.
45.
Здание ДК «Победа», ныне торговый центр.
46.
Через дорогу строится храм Серафима Саровского. А за ним – уже территория завода.
47.
Иду на юг по улице 50-летия Победы.
48.
49.
50.
Она выводит на площадь Героев с памятником Героям Соцтруда.
51.
Это не трамвай, а одна из знакомых нам промышленных ж/д веток, которые пересекают всё Левобережье.
52.
Сворачиваю на юго-восток по проспекту Героев.
53.
Здесь, помимо хрущёвок, тоже попадаются домики более ранних эпох.
54.
55.
56.
Проспект упирается в Московское шоссе, по которому я поворачиваю на северо-восток.
57.
58.
Жилые дома тут тоже есть, но в основном застройка промышленная и торговая, в том числе и дореволюционных времён. Шоссе идёт параллельно железной дороге, так что понятно, что сюда всегда тяготела промышленность.
59.
Выкрасили зачем-то руины забора.
60.
Один из немногих жилых домов.
61.
Но очень внушительный.
62.
Ещё один, явно довоенный.
63.
Где-то пожар.
64.
Пальмы у ТЦ «Рио». Здесь я ужинаю, после чего уже по темноте возвращаюсь в гостиницу. На следующий день предстояла финальная часть визита в Нижний Новгород, в основном посвящённая центру города (хотя левобережная часть тоже не была забыта).
Начало рассказа о путешествиях 2016 года (Москва, Киров, Слободской, Сыктывкар, Котлас, Нижний Новгород, Дзержинск) – см. по тэгу: http://pavel-petukhov.livejournal.com/tag/%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%202016
1.

Из гостиницы, перейдя мост над железной дорогой, попадаю на улицу Гордеевскую.
2.

Когда-то здесь находилось село Гордеевка, разбогатевшая благодаря близости к Нижегородской ярмарке. В черту города село вошло только в 1929 г., но до революции дома здесь уже строили не хуже городских. Впрочем, таких тут немного.
3.

В 80-х годах частный сектор здесь заменили современные дома, в том числе довольно оригинальные.
4.

5.

Главная достопримечательность района – храмовый комплекс из Владимирской и Смоленской церквей.
6.

Смоленская церковь (кон. 17 в.) – памятник «строгановского барокко». Село тогда принадлежало Строгановым.
7.

Дохожу до ближайшей остановки и сажусь на трамвай.
8.

Пожалуй, надо было выйти у завода «Буревестник» и осмотреть индустриальные достопримечательности. Но я доехал до остановки «Центр Сормова».
9.

Знакомые с прошлого раза места.
10.

Образец позднего конструктивизма – бывшая гостиница «Сормовская», ныне универмаг.
11.

Памятник Ростиславу Алексееву, конструктору судов на подводных крыльях.
12.

Движусь по Юбилейному бульвару.
13.

Выхожу на площадь Буревестника. От завода «Буревестник» и соответствующей станции метро она далеко и, видимо, никак с ним не связана, просто оба названия отсылают к образу Горького.
14.

«Метеор-1».
15.

16.

Конструктивистское здание дворца культуры «Красное Сормово» почему-то частично отдано ФМС. И, видимо, перестроено.
17.

Другая его часть выглядит более аутентично.
18.

Огибаю Сормовский пруд.
19.

За ним – парк культуры и отдыха, но туда я не пошёл.
20.

А двинулся в более суровые и непарадные места, относящиеся уже не к Сормовскому, а к Московскому району.
21.

Этот район сформировался вокруг авиазавода «Сокол» (тоже «горьковская» топонимика).
22.

Интересные двухэтажки на улице Мирошникова.
23.

24.

Выхожу на улицу Чаадаева – главную в этом районе. По ней даже получила название железнодорожная станция Чаадаево. Хотя, насколько понимаю, официально микрорайон называется на Чаадаево, а посёлок Орджоникидзе. В общем, всё сложно.
25.

Здесь, как и во всех подобных призаводских районах, много сталинской архитектуры.
26.

27.

28.

ДК имени Орджоникидзе – по типовому проекту, с «внутренним двориком» за колоннадой. Спустя несколько месяцев он сильно пострадал от пожара.
29.

30.

Военный мемориал.
31.

32.

Авиационный техникум и памятник П.И. Баранову – организатору советской авиапромышленности.
33.

Гостиница «Московская».
34.

Школа конструктивистского вида и памятник Гагарину.
35.

Заводоуправление. В будни здесь кипит жизнь, а сейчас, вечером выходного дня, тихо и безлюдно.
36.

Рядом – традиционный для таких мест памятник Орджоникидзе.
37.

И тут же, буквально в скверике у заводоуправления, здание непонятного назначения, вроде бы жилое.
38.

Покидаю район «Сокола» и иду в соседний жилой массив, относящийся уже к заводу «Буревестник».
39.

На его периферии – застройка, очевидно, 80-х гг.
40.

Ручей Левинка, текущий в Волгу.
41.

Старая часть «Буревестника».
42.

Прошёл по улице Никонова.
43.

Довоенные жилые дома.
44.

45.

Здание ДК «Победа», ныне торговый центр.
46.

Через дорогу строится храм Серафима Саровского. А за ним – уже территория завода.
47.

Иду на юг по улице 50-летия Победы.
48.

49.

50.

Она выводит на площадь Героев с памятником Героям Соцтруда.
51.

Это не трамвай, а одна из знакомых нам промышленных ж/д веток, которые пересекают всё Левобережье.
52.

Сворачиваю на юго-восток по проспекту Героев.
53.

Здесь, помимо хрущёвок, тоже попадаются домики более ранних эпох.
54.

55.

56.

Проспект упирается в Московское шоссе, по которому я поворачиваю на северо-восток.
57.

58.

Жилые дома тут тоже есть, но в основном застройка промышленная и торговая, в том числе и дореволюционных времён. Шоссе идёт параллельно железной дороге, так что понятно, что сюда всегда тяготела промышленность.
59.

Выкрасили зачем-то руины забора.
60.

Один из немногих жилых домов.
61.

Но очень внушительный.
62.

Ещё один, явно довоенный.
63.

Где-то пожар.
64.

Пальмы у ТЦ «Рио». Здесь я ужинаю, после чего уже по темноте возвращаюсь в гостиницу. На следующий день предстояла финальная часть визита в Нижний Новгород, в основном посвящённая центру города (хотя левобережная часть тоже не была забыта).