Павел Петрович (pavel_petukhov) wrote,
Павел Петрович
pavel_petukhov

Category:

о Кургиняне

Прочитал недавно двухтомник С.Е. Кургиняна «Исав и Иаков». Было время, когда я интересовался его творчеством – лет десять назад, может, чуть меньше, когда выходили циклы его статей в газете «Завтра». То есть ровно до того момента, когда его стали регулярно показывать по телевизору в «Суде времени» и т.д. Потому что стало ясно, что «здесь нечисто».

Дальнейшая деятельность Сергея Ервандовича всем известна. Это активнейшее участие в «болотно-поклонном» цирке (когда одни «артисты» имитировали «оранжевую угрозу», а другие – «борьбу» с ней) и создание общественного движения «Суть времени», к рядовым участникам которого я отношусь с глубокой симпатией. Говорю совершенно искренне, что это действительно лучшие «кадры», которые есть в лево-патриотическом движении.

Собственно, задачей Кургиняна и стало оттягивание этих людей от КПРФ для её ослабления – даже не столько политического (во всяком случае, в краткосрочной политической перспективе), сколько интеллектуального, теоретического. Чтобы в партии было как можно меньше людей со сложными идейными запросами, склонных к «метафизике», и как можно больше, с одной стороны, «марксистских» догматиков и прочих леваков, а с другой – безыдейных карьеристов. Эти две части прекрасно дополняют друг друга и совместными усилиями делают партию безопасной для действующей власти.

(Небольшое примечание. В КПРФ структурой, объединяющей её мыслящую, творческую часть, мог бы стать «Русский лад», который мною и многими другими изначально воспринимался не только как чисто «культурная», но и в первую очередь интеллектуальная площадка, где могли бы вестись серьёзные теоретические разработки. Но, к сожалению, этого в полной мере добиться не удалось – только, пожалуй, в Питере, может, ещё в некоторых регионах, но не в масштабах страны.)

То, что было сказано выше, это очевидные для меня вещи, о которых не стоило бы и упоминать лишний раз.

Но мне вдруг стал интересен сам Кургинян. Что ему-то надо, какие цели он ставит перед собой? Потому что писать так много, интересно и убеждённо (и во многом правильно, хотя и не во всём, конечно) о сложных теоретических вещах только «по заданию», только ради того, чтобы помочь укрепиться путинскому режиму – как-то мелко, что ли. Как из пушки по воробьям. Хватило бы для этих целей Михаила Леонтьева или Е. Фёдорова со Стариковым, например.

Желая думать о человеке хорошо, выскажу предположение, что вся эта фигня с «красным путинизмом», со спектаклем «Поклонная против Болотной», – это всё понадобилось для того, чтобы при помощи власти получить выход на широкую аудиторию и донести до неё свои идеи.

Сам Кургинян намекает на это своими рассуждениями о том, как не разведки использовали тех или иных политических деятелей и мыслителей, а наоборот – они использовали разведки в своих целях: «Если британская разведка завербовала Маркса, то она сошла с ума и оказалась жестоко наказана. Ибо, совершив этот шаг, она вся и навсегда оказалась завербована Марксом, стала плясать под его дуду и… развалила свою империю».

Это можно прочитать и так: путинская власть думает, что она завербовала Кургиняна, на самом же деле это он завербовал её и использует в своих целях. Думаю, что скрытый посыл именно таков.

Да и построение книги наводит на ту же мысль. От Медведева и Путина с их выступлениями о «развитии» (Кургинян очень неубедительно делает вид, что находит в этих фразах какой-то внутренний смысл) и от прочей чепухи – к метафизике, хилиазму, гностицизму и другим действительно интересным и важным вещам. А не наоборот. То есть начало – как бы для «кураторов», а продолжение, до которого кураторы не дочитают – для людей, будущих адептов.

Это первая версия, так сказать, «за» Кургиняна.

Или же, наоборот, речь идёт о сознательной дискредитации идей «красной метафизики» – через привязку их к путинизму? Чтобы каждый, кто захочет пойти в своём идейном развитии куда-то дальше нетворческого ортодоксального марксизма, объявлялся «соглашателем»?

Примерно для того же самого нужна «нодовщина», которая из совершенно здравой мысли о том, что Россия – колония Запада, сделала карикатуру, да ещё и вопреки логике призывает к сплочению вокруг главы колониальной администрации. Так что теперь любой, кто заикнётся, что Россия – колония (мысль, по существу, бесспорная для оппозиции 1990-2000-х гг., тогда об этом говорили все), рискует подвергнуться осмеянию. А оппозиционер должен непременно хохмить в адрес «обамки и госдепа» с их кознями.

Только «нодовщина» – это для менее взыскательной публики, мыслящей более простыми категориями. А для другой аудитории – Кургинян. Или, например, Дугин.

Здесь же скажу о том, для чего, по моему мнению, нужны странные на первый взгляд выступления СВ «против Стрелкова», «за Астахова» и т.п. Я лично не поклонник Стрелкова и не враг Астахова, к обоим я совершенно равнодушен. Дело вообще не в отдельных личностях. Могло быть и наоборот в случае необходимости. Всё это нужно только для того, чтобы отделить СВ от других – от протестного движения, от патриотов, короче, сделать так, чтобы членов СВ с другими движениями связывало как можно меньше. Не только с КПРФ, а вообще с кем бы то ни было. Чтобы они варились только в своём котле, под присмотром Сергея Ервандовича.

Я и лично с этим столкнулся в ходе нынешней кампании против переименования улиц, в которой активисты СВ принимают активное участие (и спасибо им за это), но так, чтобы организационно быть подальше от всех остальных. Вплоть до того, что они (в самом буквальном смысле) отказывались сесть за один стол с отдельными людьми, казалось бы, как минимум тактическими союзниками.

Что собираются из них делать в дальнейшем – вопрос открытый.

Tags: Кургинян, левые, литература, политика
Subscribe

  • Ташкент, часть 6 (31 декабря 2019 г.)

    Очередная, предпоследняя часть рассказа о Ташкенте будет посвящена махалле к западу от Национального парка, площади Дружбы народов, окрестностям…

  • Ташкент, часть 5 (31 декабря 2019 г.)

    Итак, настал последний день 2019 года. Ташкент готовился к празднику. Мы же в этот день двинулись сначала к югу, к площади Пушкина, а оттуда к…

  • Ташкент, часть 4 (30 декабря 2019 г.)

    В четвёртой части мы, наконец, дойдём до Старого города и посмотрим ряд сохранившихся (и новых) религиозных сооружений, а также базар Чорсу, парк…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments