Павел Петрович (pavel_petukhov) wrote,
Павел Петрович
pavel_petukhov

Categories:

Казань, 9 октября 2015 г. (часть 1)

Совершив предварительную прогулку по центру Казани, на следующий день я отправился на её северную окраину, прилегающую к авиазаводу, чтобы оттуда – уже пешком – вновь дойти до центра.

Первый день в Казани: http://pavel-petukhov.livejournal.com/517267.html
Предыдущие части волго-уральского путешествия: http://pavel-petukhov.livejournal.com/tag/%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%202015

1.
Циклон с утра разбушевался в полную силу, пошёл снег. Но что делать – не отменять же из-за этого прогулку?

2.

3.
Сажусь на метро на станции «Кремлёвская» и отправляюсь на «Авиастроительную». В первый приезд в Казань местное метро имело лишь пять станций и рассматривалось скорее как диковинка, чем как серьёзное средство передвижения. Теперь станций десять, и линия пронзает практически весь город с севера на юг.

4.
И вот я прибываю в Соцгород. Район сформировался вокруг авиазавода, построенного здесь в 30-е годы – первоначально как завод им. Орджоникидзе, затем после эвакуации в Казань московского авиазавода им. Горбунова два предприятия были объединены на базе более крупного московского.

5.
Улица Побежимова.

6.
Своеобразные довоенные двухэтажки – не помню, чтобы видел такие в других городах.

7.
Кот казанский.

8.
Церковь Иоанна Кронштадтского на углу улиц Побежимова и Челюскина. Соцгород как таковой здесь заканчивается, дальше начинается огромный массив частного сектора, тянущийся до Жилплощадки – микрорайона при комбинате «Казаньоргсинтез» на северо-западной окраине города.

9.
Мы же вернёмся в Соцгород. Улица Социалистическая.

10.
Знаки разрушения.

11.

12.
Дом с аркой на улице Белинского. В ней виднеется памятник Орджоникидзе.

13.
При ближайшем рассмотрении памятник оказался полуразрушенным. Надеюсь, у властей столь богатого города дойдут руки до его реставрации. Благоустройство центра – дело хорошее, никто не спорит, но почему забывают об окраинах?

14.

15.
Дом на углу улиц Копылова и Белинского.

16.
Площадь Соцгорода и ДК им. Ленина.

17.
Памятник П.В. Дементьеву – министру авиационной промышленности СССР, дважды Герою Соцтруда.

18.
Вход в парк «Крылья Советов».

19.

20.

21.
На центральной аллее – бюсты учёных.

22.
И лётчиков.

23.
В центре парка – памятник Ленину.

24.
В хорошую погоду, наверно, народ здесь гуляет, но сейчас было безлюдно.

25.
Севернее парка, по улице Олега Кошевого, хрущёвская застройка в весёлых цветах.

26.
А восточнее – собственно территория авиазавода.

27.
Восточная часть парка – пока в неблагоустроенном виде.

28.
А я покидаю Авиастроительный район и под железнодорожными путями (по которым через два дня поеду в Пермь) выхожу на проспект Ибрагимова, разделяющий Московский и Ново-Савиновский районы. Ново-Савиновский включает в себя преимущественно спальные районы хрущёвского, брежневского и современного периодов, так что туда я углубляться не буду, а сверну направо – в Московский район.

29.
Улица Восстания.

30.

31.
Перекрёсток улиц Восстания и Декабристов.

32.
Московский район сформировался вокруг предприятий химической промышленности. Богат на сталинскую застройку.

33.

34.

35.

36.
Иду дальше на запад по улице Восстания.

37.

38.
Дальше – химический завод им. Куйбышева, к которому я не подошёл (а надо бы).

39.

40.

41.

42.
Мечеть «Рамазан» (1994). За ней находится Пороховое кладбище, а само место, соответственно, называется Пороховая слобода. Это уже Кировский район города.

43.
Какой-то не то памятный, не то рекламный знак между улицами Фрунзе и Болотникова.

44.
Видимо, раньше тут всё занимал частный сектор, теперь же осталось полтора дома, а остальное пространство между улицами – ещё одна местная эспланада.

45.
А мы с улицы Болотникова свернём на улицу Деловую. Здесь начинает появляться дореволюционная промышленная застройка: мы подходим к рабочей окраине старой Казани.

46.
Вероятно, довоенный дом.

47.
Он же с угла улицы 25 Октября.

48.
А этот великолепный дом – на углу 25 Октября и Халтурина.

49.
Рядом – юбилейная арка Казанского казённого порохового завода (1887), который и являлся центром слободы.

50.
Теперь вместе.

51.
Через перекрёсток – дом-близнец.

52.
Мемориал, посвящённый истории завода.

53.
Парк им. Петрова.

54.
Памятник рабочему-революционеру Р.Е. Петрову.

55.
Дальше – памятник погибшим в Великой Отечественной.

56.
И какие-то непонятные фигуры типа идолов – мужская и женская.

57.
Недалеко от парка – старое русло реки Казанки. После строительства Куйбышевской ГЭС вся речная система тут претерпела коренные изменения, а до этого была небольшая речка Казанка, впадавшая в Волгу в нескольких километрах от Казани (то есть фактически Казань не была в полной мере волжским городом). Лежащая вдоль неё Адмиралтейская слобода была частично затоплена. А здесь мы видим Зилантов Успенский монастырь, основанный ещё Иваном Грозным, он уже на другом берегу старицы. Так получилось, что до него я не добрался ни в этот день, ни на следующий: когда-нибудь надо сюда вернуться и восполнить пробел.

И на этом пока завершаю свой рассказ. В следующей части – новые хождения по Казани: от Пороховой слободы до центра города.

Tags: Поволжье, путешествия 2015, фото
Subscribe

Posts from This Journal “Поволжье” Tag

  • Казань, часть 2 (5 августа 2020)

    Утро второго дня в Казани было посвящено осмотру некоторых районов к югу от центра города, между станциями метро «Проспект Победы» и «Аметьево». В…

  • Казань, часть 1 (4 августа 2020)

    Из Чебоксар я отправился в обратный путь, на восток. И путь этот пролегал через Казань, которую я ранее уже посещал 3 раза, причём интервалы между…

  • Йошкар-Ола (1 августа 2020)

    Итак, о Чебоксарах и Новочебоксарске я рассказал. Теперь очередь дошла до Йошкар-Олы, столицы Республики Марий Эл, куда мы выезжали из Чебоксар всего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments

Posts from This Journal “Поволжье” Tag

  • Казань, часть 2 (5 августа 2020)

    Утро второго дня в Казани было посвящено осмотру некоторых районов к югу от центра города, между станциями метро «Проспект Победы» и «Аметьево». В…

  • Казань, часть 1 (4 августа 2020)

    Из Чебоксар я отправился в обратный путь, на восток. И путь этот пролегал через Казань, которую я ранее уже посещал 3 раза, причём интервалы между…

  • Йошкар-Ола (1 августа 2020)

    Итак, о Чебоксарах и Новочебоксарске я рассказал. Теперь очередь дошла до Йошкар-Олы, столицы Республики Марий Эл, куда мы выезжали из Чебоксар всего…