Павел Петрович (pavel_petukhov) wrote,
Павел Петрович
pavel_petukhov

Categories:

Тольятти, 27 сентября 2014 г.

Поздравляю всех читающих с Новым Годом. На дворе уже 2015-й (кстати, мистический год, когда должен умереть инженер Варакин из мистического фильма «Город Зеро», и это что-то наверняка значит). Ну а мы вернёмся в год 2014-й, в моё волго-уральское путешествие (http://pavel-petukhov.livejournal.com/tag/%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%202014).

Сегодня я отправляюсь в Тольятти. Как известно, Тольятти с населением 718 тыс. – крупнейший в России город, который не является областным центром. Знаменит город в первую очередь Волжским автомобильным заводом. Город состоит из трёх районов, разбросанных на большие расстояния: это Центральный (куда были переселены жители затопленного Ставрополя-на-Волге), к востоку от него – Комсомольский, к западу – крупнейший Автозаводский. От Самары сюда надо добираться на автобусе, который идёт чуть больше двух часов. Я купил билет на 9.00, но рейс почему-то отменили и отправили пассажиров следующим автобусом в 9.30.

1. 07
Таким образом, в Тольятти я прибыл уже около полудня. Это городской автовокзал, находящийся в Центральном районе, на улице Родины.

2. 08
Для начала пройдёмся по Центральному району, по улице Ленинградской – судя по застройке, самой старой в городе. Занята она типичными двухэтажками 50-х годов, когда город (тогда ещё Ставрополь) переносили со старого места, предназначенного под затопление Куйбышевским водохранилищем, на новое, возвышенное.

3. 09
Обшарпанный ДК «Машиностроитель» ВЦМ (завода «Волгоцеммаш», который также находится в Центральном районе, наряду с крупными химическими предприятиями).

4. 10

5. 11
Есть и современные здания.

6. 12
Корпус Волжского университета им. Татищева. В.Н. Татищев в 1737 году основал Ставрополь-на-Волге, ему здесь поставлен памятник в прибрежной части, до которой я, увы, не добрался.

7. 14
Притон разврата?

8. 18
С Ленинградской свернём на бульвар Ленина, по которому из центра можно быстренько выйти в зелёную зону.

9. 16
Здесь в цоколе девятиэтажки находятся художественный и краеведческий музеи.

10. 17
Композиция у входа посвящена промышленности и энергетике города.

11. 19
Зайдём в краеведческий. Одна из витрин посвящена собственно Пальмиро Тольятти. Кстати, не совсем понятно: связано ли переименование города в 1964 году именно в честь итальянца с тем, что тут планировалось строить завод совместно с ФИАТом? Ведь решение о строительстве было принято лишь в 1966 году. Или наоборот, оно как раз и было связано с уже существовавшим названием города?

12. 20

13. 22

14. 21
Неожиданно критическая по отношению к властям города этикетка в музее.

15. 23
Посмотрев музей, отправляюсь по бульвару обратно.

16. 13
Центральная площадь – так и называется «Центральная».

17. 15
Часовня Рождества Христова.

18. 24
Рядом – Николай Чудотворец.

19. 25
То самое здание горкома КПСС, ныне – городская дума.

20. 26
ДК «Тольятти».

21. 27
Перехожу главную улицу – Мира.

22. 28
За ней расположен Центральный парк. Впрочем, деревьев тут мало, такая скорее «саванна».

23. 29
В парке – памятник Ленину.

24. 30
Вокруг парка – стандартная хрущёвская застройка, мы тут задерживаться не будем, а пройдём чуть дальше к северо-востоку, где находится филармония – здание довольно странной конструкции, бывший ДК «Юбилейный».

25. 31
Отсюда начинается Молодёжный бульвар. Памятный знак в честь 45-летия Победы.

26. 32
На другом конце бульвара – памятник молодёжи.

27. 33
«Вскрыть в 2017». Должно быть, там инструкции для дальнейших действий…

28. 34
Около ул. Карла Маркса – стела городов-побратимов.

29. 35
За улицей – совершенно классицистическая, питерского вида площадь Свободы.

30. 36
Администрация Ставропольского района (его почему-то переименовывать в своё время не стали).

31. 37
Обелиск Славы (1958).

32. 38
На другом конце площади – театр кукол «Пилигрим», первый в городе профессиональный театр.

33. 39
А это – мэрия города. Здание небольшое, явно значительная часть служб размещена в других местах.

34. 40
Памятник Карлу Марксу на одноимённой улице.

35. 41
Здесь вдоль улицы также идёт малоэтажная застройка, а в глубине кварталов – огромные пространства, занятые частным сектором. Это и понятно – город переносили со старого места, и многие стремились воспроизвести здесь свой привычный быт. А старый город, естественно, был в основном деревянным. В старейшем деревянном домике находится музей «Наследие», но туда мы не пойдём за неимением времени.

36. 42
Старейший в городе кинотеатр «Буревестник». Что там сейчас – не знаю, но не кино.

37. 43
Подошло время обеда, и я отправился в ТРЦ «Парк-хаус», расположенный как раз между Центральным и Автозаводским районами, на бойком месте.

38. 44
Оттуда на практически пустом троллейбусе (день был субботний) поехал в район Автозавода. Стела «Ладья» на Южном шоссе. «Южное» оно потому, что проходит к югу от промзоны ВАЗа, зато к северу от жилых районов.

39. 45
И вот я выхожу из троллейбуса и приближаюсь к «башне Саурона», административному зданию Автозавода.

40. 46
Пустырь перед ним называется площадью Полякова – в честь первого генерального директора ВАЗа, впоследствии министра автомобильной промышленности СССР. Непосредственно у заводоуправления стоит его памятник, но туда я не подошёл. Не посмотрел я и знаменитый музей техники, расположенный отсюда в километре на запад: просто не было времени.

41. 47
Научно-технический центр ВАЗа.

42. 48
Часовня Михаила Архангела (1997).

43. 49
По пустой улице Воскресенской иду от завода к жилым кварталам. Расстояния тут громадные, и если есть в России город, вообще не предназначенный для пеших прогулок, то это именно Тольятти.

44. 51
Кое-где в этой разделительной полосе между жилой и промышленной зонами видны новостройки. Но в основном она занята автосалонами и тому подобными учреждениями.

45. 50
И вот я достигаю жилых кварталов. Автозаводский район строился в 70-е годы, в разгар увлечения проектировщиков микрорайонами. Но в Тольятти они оказались такими большими (километр в длину и ширину), что язык не поворачивался назвать их «микро-», и их назвали «жилыми районами». Или, на более научном языке, – ММТ (межмагистральными территориями): улиц, как таковых, здесь нет – есть или магистрали, или внутрирайонные проезды. Эта гигантомания уже тогда стала вызывать критику. Всё-таки город должен быть нормальным, традиционным городом и состоять не из отдельных микрорайонов, а из улиц и кварталов.

46. 52
Вдоль улицы Революционной пролегла культурно-рекреационная ось района. По ней я и двинулся на юг, в сторону водохранилища. Это, видимо, бывший ДК, ныне неизвестно что.

47. 53
За ним строится храм и корпус Поволжского православного института в «старинном» стиле, который призван несколько смягчить давящую «современность» города.

48. 54
Южнее расположена композиция «История транспорта», созданная скульптором А. Васнецовым ещё в 1979 году (хотя я было подумал, что это как раз современная скульптура).

49. 55
Открывает её «Паровоз».

50. 56
Затем идёт «Воздушный шар».

51. 57
И «Пароход».

52. 58
Спасо-Преображенский собор (1996-2002). Перед ним – епархиальный образовательный центр.

53. 60

54. 59
Памятник защитникам Отечества.

55. 61

56. 62
Ленинский проспект – похож не на проспект, а на какую-то загородную магистраль. Проспекты не такие.

57. 63
Тольяттинский ДКИТ – раньше это расшифровывалось как «Дворец культуры и техники», теперь – как «Дворец культуры, искусства, творчества». В этом здании расположен и местный ЗАГС.

58. 64
Напротив – недостроенный храм свв. Петра и Февронии, средства на который собирают «всем миром».

59. 65
Рядом – памятник влюблённым.

60. 67
В памятник не забыли вмонтировать и рекламу, очевидно, спонсоров его установки.

61. 68

62. 69

63. 70
К югу от ДКИТа – шатёр цирка.

64. 71
Следующий квартал занимает Парк Победы с экспозицией боевой техники.

65. 72
И потухшим Вечным огнём, в котором играют дети. В этот день как раз отмечался День машиностроителя – для местных, естественно, один из главных праздников, – и в парке было полно народу.

66. 73
Ещё южнее, за Приморским бульваром, находится дворец спорта «Волгарь».

67. 74

68. 75
Похоже, строящаяся католическая церковь. Но каких-то работ не видно: тоже долгострой.

69. 76
Деловой центр «Вега».

70. 78
Современная застройка вдоль набережной.

71. 77
И вот я на берегу Куйбышевского водохранилища. На том берегу – Жигули. Но, увы, времени нет даже на то, чтобы спуститься к воде: надо спешить на автостанцию и возвращаться в Самару. Уезжал я уже не из центра, а с автостанции на ул. Революционной.

Так бегло я познакомился с одним из самых оригинальных городов России. Конечно, когда-нибудь надо сюда вернуться, посетить и эти, и другие его районы, посмотреть музеи, памятники и прочие достопримечательности, погулять по берегу Волги…
Tags: Поволжье, путешествия 2014, фото
Subscribe

  • Ташкент, часть 6 (31 декабря 2019 г.)

    Очередная, предпоследняя часть рассказа о Ташкенте будет посвящена махалле к западу от Национального парка, площади Дружбы народов, окрестностям…

  • Ташкент, часть 5 (31 декабря 2019 г.)

    Итак, настал последний день 2019 года. Ташкент готовился к празднику. Мы же в этот день двинулись сначала к югу, к площади Пушкина, а оттуда к…

  • Ташкент, часть 4 (30 декабря 2019 г.)

    В четвёртой части мы, наконец, дойдём до Старого города и посмотрим ряд сохранившихся (и новых) религиозных сооружений, а также базар Чорсу, парк…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 30 comments

  • Ташкент, часть 6 (31 декабря 2019 г.)

    Очередная, предпоследняя часть рассказа о Ташкенте будет посвящена махалле к западу от Национального парка, площади Дружбы народов, окрестностям…

  • Ташкент, часть 5 (31 декабря 2019 г.)

    Итак, настал последний день 2019 года. Ташкент готовился к празднику. Мы же в этот день двинулись сначала к югу, к площади Пушкина, а оттуда к…

  • Ташкент, часть 4 (30 декабря 2019 г.)

    В четвёртой части мы, наконец, дойдём до Старого города и посмотрим ряд сохранившихся (и новых) религиозных сооружений, а также базар Чорсу, парк…