Павел Петрович (pavel_petukhov) wrote,
Павел Петрович
pavel_petukhov

Categories:

Знакомство с подлинным Бердяевым

18 марта исполнилось 140 лет со дня рождения известного русского философа Николая Александровича Бердяева (1874-1948). 20 марта в Иркутске по инициативе городского отделения Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» состоялся молодёжный «круглый стол», посвящённый юбилею мыслителя. Он прошёл в аудитории Байкальского государственного университета экономики и права под председательством профессора, доктора философских наук В.А. Туева, который возглавляет историко-культурное общество «Наш Сталин», а также является членом правления городского отделения «Русского Лада». На встречу пришли студенты БГУЭП и ИГУ, активисты КПРФ, «Русского Лада» и «Евразийского союза молодёжи».

Бердяев
Сегодня официальные СМИ в своей антикоммунистической пропаганде пытаются использовать имена великих русских мыслителей. Из их книг и статей вырываются цитаты, призванные продемонстрировать их якобы неприятие социалистических идей и Советской власти. Не избежал подобной участи и Бердяев. Тем важнее проводить такие «круглые столы» и другие мероприятия, на которых молодёжь знакомится с подлинным, не фальсифицированным в угоду конъюнктуре наследием корифеев русской философской мысли.

Бердяев Туев Сеурко
С основным докладом «Актуальность философии Бердяева для сегодняшнего дня в контексте личности» выступил представитель ЕСМ Юрий Сеурко, который рассказал об особенностях философского творчества Бердяева как представителя русской традиции, продолжателя Достоевского и Владимира Соловьёва и в то же время оригинального мыслителя, развивавшего принципы экзистенциализма и персонализма, философских течений XX века. Особое место в его наследии занимает философия творчества, которое он понимал не как создание «мёртвых» произведений искусства, а как «выход человека за пределы самого себя», изменение окружающего мира. Искусство – только предчувствие «новой земли и нового неба». Бердяева также называют «философом свободы». В своей философии он, как отметил докладчик, сумел выразить сам дух вольности русской души, её «иррациональной свободы».

Свой взгляд на наследие Бердяева изложил и ведущий дискуссии. В.А. Туев начал выступление с констатации того, что Бердяев был сторонником коммунизма, хоть и своеобразного. В молодости, в 90-е годы XIX века, он прошёл школу марксизма и, хоть и не стал настоящим марксистом, очень многое из него почерпнул. В коммунизме он видел христианскую правду, в капитализме же – всеобщую дегуманизацию, которая «превращает человека в вещь и товар».

Во время революции 1917 года и гражданской войны Бердяев не покидал Россию, но был выслан из страны в 1922 году на пресловутом «философском пароходе». Формирующееся Советское государство остро нуждалось в идеологическом единстве, которое было обеспечено на марксистской основе, и в этих условиях высылка философов, придерживающихся другого мировоззрения, была неизбежна. Зато они смогли продолжить свои труды за границей, и многие там проделали значительную идейную эволюцию в сторону сближения с Советской властью.

Это относится и к Н.А. Бердяеву. В эмиграции, живя сначала в Германии, затем во Франции, он проникался всё большим уважением к Советскому Союзу, к тем созидательным процессам, которые там происходили. Об этом свидетельствуют его книги: если в начале 20-х годов он написал «Философию неравенства» с резкой критикой социализма, то в 30-е годы из-под его пера выходит книга «Истоки и смысл русского коммунизма», где он признаёт русский национальный характер коммунистической идеи и её созидательный потенциал. Незадолго до смерти, в 1947 году, он говорил о своей «советской ориентации» и всерьёз подумывал о возвращении в СССР.

В.А. Туев отметил и перекличку идей Бердяева с тем поворотом, который произошёл в Советском Союзе в 30-е годы. Сталин ставил во главу угла при строительстве социализма не только материальные, но и духовные потребности общества, духовное развитие личности. Именно об этом говорил Бердяев, который прозорливо предупреждал, что человек, заботящийся только о материальных благах, – отнюдь не лучший строитель социалистического общества. «Русский народ, – писал он, – никогда не был буржуазным, он не имел буржуазных предрассудков и не поклонялся буржуазным добродетелям и нормам. Но опасность обуржуазивания очень сильна в советской России. На энтузиазм коммунистической молодежи к социалистическому строительству пошла религиозная энергия русского народа. Если эта религиозная энергия иссякнет, то иссякнет и энтузиазм и появится шкурничество, вполне возможное и при коммунизме». Действительно, после смерти Сталина Хрущёв вновь вернул советскую идеологическую парадигму в чисто «материальное» русло, и результат налицо: воспитанное после 20-го съезда поколение не смогло удержать достижений социализма…

Таким образом, сделал вывод Василий Афанасьевич, учение Бердяева может рассматриваться как дополнение к марксистско-ленинской теории, привносящее в неё духовную составляющую.

Бердяев аудитория
Участники «круглого стола», таким образом, не только познакомились с творчеством одного из крупнейших русских философов, но и подняли целый пласт исторических и идеологических проблем, которые ещё ждут своего решения. Особенно важным это мероприятие стало для студентов, которые живут в окружении мифов, внедряемых СМИ, да и, чего греха таить, современным образованием тоже. Пробуждать в молодом поколении интерес к подлинной истории и идеологическим, философским проблемам – важнейшая задача.

http://irkutsk-kprf.ru/?p=5977</div>


Tags: РЛ, видео, статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments