Вот на улице Российской, во дворе за телекомпанией «Аист», где и так не протолкнуться, предприимчивые дельцы возводят 9-этажный жилой дом. Не так давно здесь стоял деревянный дом, который был варварски снесён. Жители соседних домов надеялись, что это хотя бы позволит расширить дворовую территорию, но увы, власть имущие распорядились по-другому.
А это – долгострой на улице Чкалова. Удивительно, какую предприимчивость проявляют застройщики и покровительствующие им чиновники, когда дело идёт о новом строительстве, и как они беспомощны, когда надо принять решение о сносе здания, уродующего вид города. Этому «объекту» уже около 10 лет (помнится, на археологической практике после 1-го курса, в 2000 году, я на месте его строительства что-то копал), здание в нарушение всех норм буквально выпирает на проезжую часть, но про его снос никто даже не заикнётся. Неужели собрались когда-нибудь достраивать?
Зато уже почти закончена новостройка – вероятно, очередной торгово-офисный центр – на улице Некрасова. Деревянный дом, который здесь стоял, сгорел – в данном случае не так важно, был ли это умышленный поджог или неосторожность. Важно то, что в «тихом центре» появилось место под небольшой уютный сквер. Но вместо сквера местные жители получили только лишнюю головную боль.
Почти через два десятка лет после того, как сгорело южное крыло гостиницы «Сибирь», на этом месте (угол улиц Ленина и Свердлова) закипела работа. За это время на пожарище успели вырасти деревья, и для преобразования площадки в обустроенный сквер не понадобилось бы даже особых затрат. Пострадавший от пожара дом XIX века, стоящий в глубине квартала, можно было отремонтировать и разместить там гостиницу или административное здание.
Но власти пошли иным путём: все выросшие деревья спилены, и, по всей вероятности, место предназначено под новое строительство. И добро бы, если бы задумали восстановление «Сибири» (редкого в Иркутске памятника конструктивизма) в прежнем виде – но, боюсь, на это рассчитывать не приходится…
А это площадка около торгового центра «Вояж». Недавно здесь выкорчевали большие красивые ели, а теперь, как видите, возводят какое-то сооружение. А ведь это фактически лицо города, аллея между памятником Ленину и Дворцом спорта! Но, как пояснила экологам администрация города, это частная территория, и хозяева могут на ней делать всё, что хотят…
Около филармонии на улице Дзержинского решили поставить памятник погибшим сотрудникам МЧС. Конечно, никто не спорит, МЧСовцы – герои. Но зачем же деревья рубить?
Раздолье для застройщиков – район улицы Тимирязева, прилегающий к Центральному рынку. Здесь сохранилась деревянная застройка XIX века, в том числе и «допожарная» (великий иркутский пожар 1879 года до этих мест не добрался). И теперь это место стремительно теряет свой облик, дома безжалостно сносят и заменяют «новорусскими» уродцами.
Это здание – тоже на улице Тимирязева – арбитражный суд постановил снести, как незаконное. Но, положа руку на сердце, в выполнение этого постановления верится с трудом…
Торговый центр возводится на углу Пионерского переулка и улицы Богдана Хмельницкого.
А на улице Степана Разина достраивают непонятное здание около Дома литераторов – памятника «деревянного модерна» начала века, в зоне исторической застройки, прилегающей к Харлампиевской церкви.
Таким образом, центр Иркутска, и так страдающий от сверхплотной застройки, продолжает превращаться в каменные джунгли.
Я не принадлежу к тем «ревнителям», которые стремятся во что бы то ни стало сохранить старый «деревянный» Иркутск, от которого и так мало что осталось. Дерево – материал непрочный, деревянное зодчество, хотим мы или не хотим, уйдёт в прошлое и останется в музеях, таких как Тальцы. Впрочем, думаю, что подобный музей можно было бы разместить и в самом городе, в предместье Рабочее. Но разговор не об этом.
Вероятно, снос деревянных домов (за исключением признанных памятников архитектуры и истории) – дело неизбежное. Вопрос в том, что появится на их месте. Новые офисные, торговые или жилые здания в центре города – это новые потоки автомобилей, выхлопные газы и пробки. Это отсутствие свежего воздуха и солнечного света. Наконец, уродство этих зданий (на фоне дореволюционных и «сталинских») бросается в глаза каждому – это удар по «визуальной экологии» города.
Я считаю, что решение проблемы «точечной застройки» может быть только одно – полный запрет нового строительства в пределах исторического центра города. Границы этого центра предлагаются следующие: набережная Ангары, улицы Франк-Каменецкого, Октябрьской революции, Энгельса, Софьи Перовской, Байкальская, Советская, Кожова. Любой пустырь – существующий или вновь возникающий на месте снесённого или сгоревшего здания – должен в пределах этой зоны становиться сквером. Ведь нехватка зелёных насаждений – одна из главных проблем Иркутска, по площади парков и скверов он отстаёт от среднероссийских показателей почти в два раза.
Новое строительство – как жилое, так и офисное – должно вестись за пределами центральной зоны. Это, с одной стороны, разгрузит центр (как собственно от застройки, так и от потоков машин), с другой же – будет способствовать благоустройству ныне «трущобных» районов, прилегающих к центру города, например, со стороны улиц Седова и 25 Октября.
Но ведь руководство города и депутатов-«единороссов» из городской думы реальные проблемы Иркутска не волнуют. Например, депутат Юдин, представляющий как раз центр города, который сильнее всего страдает от точечной застройки, больше озабочен переименованием сквера Кирова, чем помощью своим избирателям. Видимо, просидев четыре года в думском кресле и не сделав ничего для избравшего его населения, он решил хоть таким способом привлечь к себе внимание. (Хотя, по всей вероятности, эта инициатива только отпугнёт его потенциальный электорат). Таким образом, депутаты не только не прекращают вандализм застройщиков, но добавляют к нему ещё и «топонимический» вандализм в отношении названий Советской эпохи: историю города пытаются уничтожить сразу с двух сторон.
Что касается мэра города, то, похоже, он уже ни на что не влияет и смирился со скорой потерей мэрского кресла. Избранный при поддержке КПРФ и перешедший вскоре в «Единую Россию», он так и остался в этой партии «чужим среди своих», и, по всей вероятности, его досрочная отставка (скажем, после выборов в городскую думу) уже предрешена, а воли для борьбы у него нет. Ситуация в городе, таким образом, пущена на самотёк.
Да, иркутяне по мере сил пытаются бороться против точечной застройки, создают общественные комитеты, обращаются в органы власти, суды и прокуратуру. Но при существующей власти эта борьба заведомо обречена на провал. Надо, чтобы каждый иркутянин осознал: ситуацию в городе можно изменить, только если в сентябре следующего года мы сменим городскую власть.
Павел ПЕТУХОВ
http://irk-kprf.ru/точечное-безумие-продолжается/</div>