Павел Петрович (pavel_petukhov) wrote,
Павел Петрович
pavel_petukhov

Category:

два Распутина

Посмотрел фильм «Прощание», который начала снимать Лариса Шепитько, а доделывал Элем Климов. От повести Распутина он отличается довольно сильно, многое убрали, многое добавили от себя.
Бросаются в глаза языческие мотивы, которых в повести почти нет: Дарья творит какое-то древнее заклинание, обращённое к Матери-земле, Богодул представлен в виде классического волхва из «Песни о вещем Олеге», потрясающего клюкой, деревенский праздник с ночным купанием приобретает явно языческий оттенок, как в «Андрее Рублёве». В общем, такой «матёрый желудочный быт земли».
И противостоит этому быту Воронцов, в повести довольно бледно прописанный – начальник да начальник, а в фильме превращённый прямо в мистическую фигуру. Недаром его играет Петренко, за несколько лет до того сыгравший Распутина (понятно, Григория Ефимовича, а не Валентина Григорьевича, – тоже, кстати, любопытная перекличка: «отец» и «сын», два противоположных лика русской души) у того же Элема Климова.
Воронцов воплощает другое начало – космическое (в противоположность хаосу «быта земли»), даже космистское. Именно он в фильме вещает: «Нам выпала привилегия жить. Выпала привилегия верить. Верь и живи. Со всеми и для всех. Для тех живи, кто будет. Ради кого – всё. Верь – и наполнишься силой огромной, непоборимой. Верь!»
Понятно, что к распутинскому (В.) тексту эти слова отношения не имеют. И от обычной советской риторики они весьма далеки. Зато тут есть известная цитата из Николая Фёдорова – основателя русского космизма, вдохновителя Циолковского и других теоретиков покорения и преобразования природы, для которых земля – та самая «неструганая доска».
Ну а произнесены они вполне по-распутински (Г.). И вот хтонический Распутин-Петренко теперь представляет именно этот принцип, который, таким образом, сам приобретает в глазах зрителей фильма некую демоническую окраску. Устроительное, вроде бы созидательное начало превращается в разрушительное, разрывающее «связь времён».
Получается, в фильме две составных части философии Фёдорова – «культ предков» и пафос покорения природы – оказываются разорваны и противопоставлены друг другу. Или это просто констатация их разорванности в нашей реальной жизни?
Есть в фильме и лёгкая пляска бензопилы, и тяжёлая походка молотка, и трактор, которым «травят» остатки Матёры… И совсем уж какая-то инфернальная «бригада пожогщиков».
Заключительные кадры в тумане тоже очень внушают: люди с катера пытаются докричаться до Матёры, и это слово превращается (это читается по губам Дурова) сначала в «мать», потом в «мама»…
В общем, интересный фильм. Глубокий.
Tags: кино, литература
Subscribe

  • (no subject)

    Между тем в «Имени России» на первое место вытащили Столыпина. Всё-таки оригинально, что власть выбрала своим главным кумиром именно ту историческую…

  • (no subject)

    Ни разу не смотрел передачу «Имя России» (на самом деле это название звучит как «Имя Россия», я просто попытался перевести его на русский язык). Но…

  • (no subject)

    Подводим итоги опроса: http://pavel-petukhov.livejournal.com/221142.html Благодарю всех ответивших (хотя хотелось бы, чтобы вас было побольше).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments