А потом архимандрит стал отвечать на вопросы зрителей. В целом он произвёл впечатление человека здоровых взглядов, но очень уж заражённого политкорректностью (разумеется, не в обычном, либеральном понимании, но тем не менее). Скажем, отвечая на вопрос об отношении к Советской власти и лично к Сталину, он высказался в стиле «и нашим, и вашим». Дескать, Сталин велик как государственник, как лидер, выигравший войну, но при этом то, сё, репрессии, расказачивание (?) и т.д. В результате с верхних ярусов раздался вопль какого-то либерально ориентированного гражданина «Позор!», но и задавший вопрос приверженец патриотических взглядов вряд ли остался удовлетворён ответом.
Была мысль спросить об отношении к Власову и скандальном решении синода РПЦЗ по этому поводу (да и френды требовали, чтобы я задал этот вопрос), но подумал: а зачем? Нормальные люди и так понимают, что Власов предатель, а предательство не имеет никаких оправданий. Нормальным людям, как правило, даже в голову не может придти, что кто-то может думать иначе, а уж тем более православные иерархи. Зачем же разочаровывать нормальных людей? А вот если бы о. Тихон стал отвечать на этот вопрос, ему опять бы пришлось приносить дань внутрицерковной политкорректности, оправдывать РПЦЗшников, ссылаться на какие-то «объективные причины» такого их поведения, вместо того, чтобы назвать вещи своими именами. То есть сказать то, что и так очевидно: РПЦЗ – троянский конь западных спецслужб внутри РПЦ, через которого внедряются антирусские идеи.
Ну а в объяснении причин революции 1917 года архимандрит был совсем уж наивен, сведя всё к тому, что властям следовало «не пущать» на русскую землю разлагающие западные идеи вместе с их носителями.
А ещё выступил какой-то юноша, назвавшийся историком (я сидел далеко от него, так что лица не разглядел, и кто это такой, не знаю), который стал укорять авторов фильма в допущенных исторических ляпах. Сам при этом умудрился сказать, что Болгария и Сербия не были провинциями Византии, а империя Юстиниана не включала Италию. В общем, больше опозорился сам (хотя кое-какие ошибки в фильме действительно присутствовали).
Этот же юноша задал вопрос об отношении к «режиму Путина и Медведева». Ответ был в том духе, что в нём есть хорошее, есть и плохое, но «почему же сразу режим?» (хотя почему бы и не назвать власть словом «режим», что в нём такого страшного?). А вот если бы у нас была настоящая демократия, по словам о. Тихона, было бы ещё хуже.
Короче говоря, сегодняшний вечер я провёл с некоторой пользой, хотя ничего неожиданного и не услышал. Видел френдов