Вот и получается, что советская антиутопия в этом случае просто плетётся в хвосте у западной, антикоммунистическая направленность которой очевидна. Вместо того, чтобы отслеживать реальную эволюцию западной «демократии» с её плюрализмом и иллюзией свободы выбора, она точно так же показывала некие режимы «фашистского» типа, как и Оруэлл, Брэдбери и прочие. Что, конечно, в 60-70-е гг. было уже не очень актуально. Ещё были живы Франко с Салазаром, «чёрные полковники», пришёл к власти Пиночет и т.п., но это – периферия капиталистической системы, на которую уже мало кто обращал внимание. А внимательный читатель видел за этими «фашистскими режимами» намёк на советскую действительность и вообще «реальный социализм».
Действительно, разве излучение, заставляющее людей испытывать приступы энтузиазма и веры в непогрешимость «Отцов» - это похоже на западную «демократию»? Нет, она как раз культивирует скептицизм, апатию, неверие никому и ничему. Похоже на фашизм, да. Но и на коммунизм тоже похоже. Мы теперь знаем, что такое «останкинская игла», технологии манипуляции сознанием и т.п., мы видим, что образ «башен» очень точно характеризует именно наше время. Но скептически настроенный читатель 70-х годов не мог не видеть в этом «фиги в кармане» по отношению к советскому строю. В общем, советская фантастика не смогла выполнить своего предназначения и показать в жанре антиутопии того, к чему на самом деле идёт капиталистическое общество.