Павел Петрович (pavel_petukhov) wrote,
Павел Петрович
pavel_petukhov

Быт, конечно, может раздавить человека. Но он для этого должен носить особый характер. Тот самый, который в принципе именуется "социальным адом". Это быт, в пределах которого уже нельзя сохранять человеческое достоинство, возможности внутреннего роста, моральный стержень. Это быт криминальных бараков, латиноамериканских трущоб, африканских гетто. Это быт людей, которых не лечат, не учат, не охраняют от сопряженной с таким бытом распущенности. Вы хотите сказать, что это был советский быт? Вы лжете! Этого не было. Этого не было ни в больших городах, ни в селах, где жили очень трудно. Ни даже в проблемных регионах, в которых мне лично пришлось бывать по роду первой профессии геофизика.
<…>
Дебольшевизаторы с упоением рассказывают о том, как хорошо жили в дореволюционной России представители среднего класса — врачи, учителя, инженеры. А также купцы. И другие успешные люди. Согласен, они жили хорошо. Именно они жили в тех больших многокомнатных квартирах, которые потом превратили в коммуналки. Ведь не дворцы же и не усадьбы в них превратили. Дворцы и усадьбы, которые не пожгли, превратили в музеи и санатории.
Но кто переехал в коммуналки и откуда? Дебольшевизаторы много рассказывают о том, как хорошо жили рабочие на какой-нибудь морозовской фабрике. Где-то они, наверное, жили прилично, не спорю. Но если бы они везде жили прилично, то на кой ляд они стали бы переезжать в коммуналки и тесниться там на общей кухне? Значит, где-то они жили относительно прилично. А где-то совсем наоборот. И второго "где-то" было несравненно больше. Иначе вообще ничего понять нельзя. Людей в эти коммуналки не ЧК депортировала. Коммуналки ведь не ГУЛАГ! Люди туда с восторгом переезжали. Еще раз спрашиваю — ОТКУДА?
Единственно возможный ответ: они переезжали туда из помещений, по отношению к которым пятнадцатиметровая комната в коммуналке воспринималась, как рай. Но тогда каков был социальный ад, в котором их держали до переезда? Они переезжали в комнату с окном. В их коммунальной квартире все-таки были какие-то сантехнические удобства. А до того жили они в подвале, где дети вымирали или зарабатывали чахотку (читайте хотя бы Короленко).
Вот это-то и был расчеловечивающий социальный быт (он же — ад). Который сочетался со всем остальным. В том числе, с отсутствием социальной перспективы (или, как минимум, с крайне затрудненной вертикальной социальной мобильностью).


http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/08/771/51.html
Tags: Кургинян
Subscribe

  • о Кургиняне

    Прочитал недавно двухтомник С.Е. Кургиняна «Исав и Иаков». Было время, когда я интересовался его творчеством – лет десять назад, может, чуть меньше,…

  • «дискуссия» Кургиняна и Удальцова

    Диалог шёл в порой довольно жёстких тонах. И, надо признать, оба в оценках поведения противоположной стороны были где-то правы. При этом, что…

  • Герман Садулаев

    «Я был приглашен в известную ТВ-программу с Сергеем Кургиняном и Никалаем Сванидзе. Естественно, выступал в защиту Кургиняна и его позиции. Я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 25 comments

  • о Кургиняне

    Прочитал недавно двухтомник С.Е. Кургиняна «Исав и Иаков». Было время, когда я интересовался его творчеством – лет десять назад, может, чуть меньше,…

  • «дискуссия» Кургиняна и Удальцова

    Диалог шёл в порой довольно жёстких тонах. И, надо признать, оба в оценках поведения противоположной стороны были где-то правы. При этом, что…

  • Герман Садулаев

    «Я был приглашен в известную ТВ-программу с Сергеем Кургиняном и Никалаем Сванидзе. Естественно, выступал в защиту Кургиняна и его позиции. Я…